Томаш Голлоб
Интервью Томаша Голлоба журналу Playboy, декабрь 1999
- Спидвей - опасный вид спорта?
- Очень опасный. Наверное нет второго такого мотоциклетного вида спорта по травматизму. Конечно автогонщики ралли или Формулы 1 также травмируются, но спидвей – очень рискованный вид спорта. Если кто-то из спортсменов вовремя не прикроет газ или не умеет думать и предвидеть дальнейшую ситуацию, очень быстро окажется в больнице с переломами.
- У тебя были какие-то тяжёлые травмы?
- Несколько. Но к счастью вышел из них без проблем. Больше этого не повториться.
- Откуда такая уверенность?
- Езжу думая, и делаю выводы из ошибок.
- Когда был юношей увлекался футболом. Делал успехи. Почему же выбрал спидвей, если он настолько опасный?
- Когда играл в футбол был очень молод и для меня не нашлось места в команде. А мотоциклы меня интересовали всегда, также как и футбол. Теперь конечно рад, что сделал правильный выбор. Если бы не выбрал спидвей, то играл бы в каком-то клубе и конечно не достиг бы тех успехов, которые есть у меня сейчас. Спидвей – вид спорта индивидуальный где можно добиться успеха.
- Говорят, что футболисты и гонщики должны быть рисковыми, чтобы преуспеть. Оба эти занятия опасны. Ты рисковый парень?
- Футбол нельзя сравнивать со спидвеем и если спрашиваешь об этом, то я скажу, что левый крайний нападения (в футболе) не может быть «безумным». Достаточно, если он будет быстрым и отважным.
- А в спидвее? Ты рискуешь?
- Должен вас разочаровать. Я не рисковый. Я нормальный, хороший спортсмен, который перед каждым заездом готовится на тяжёлый «бой».
- А какая атмосфера царит в боксах перед заездами?
- Нормальная. Любой спортсмен, который приезжает на гонки хочет отдать всё борьбе и концентрируется перед стартом. Ничего другого не происходит в боксах.
- Где готовишь мотоциклы?
- Каждый готовит мотоциклы индивидуально, в боксах, предназначенных для этого.
- Разговариваешь перед стартом?
- С кем, о чём?
- С другими спортсменами. О чём, мы хотели услышать от тебя.
- Немного разговариваем. Как и любые спортсмены.
- О чем?
- Типа «привет», «пока».
- Перед гонками всегда озабочены. Никогда не улыбаешься. Почему?
- Не знаю. Не думал об этом.
- А может делаешь это специально, не показываешь противникам в какой ты сейчас форме?
- Немного угадали.
- Перед стартом гонщики выбирают стартовое поле. Почему для Голлоба лучшая дорожка первая на этом треке, а для Проташевича – четвёртая?
- Первая или четвёртая не имеет значения. Каждый выбирает то, что для него лучше в данный момент.
- Не понял?
- Это психологический момент. Как это делаем говорить не буду, не хочу рассказывать соперникам своих секретов и тактики.
- Во время заезда часто блокируешь и борешься за место на дорожке. Адреналин «бьёт» в голову во время таких манёвров?
- Да. Не каждый может рисковать. Слабый гонщик в такой ситуации может «перегореть» и просто проигрывает.
- Правда, что во время старта и входа в первый вираж в гонщиках пробуждается агрессия на противников, которые пробуют «переехать» тебе дорожку?
- Ничего такого нет. Если кто-то блокирует, то хочу только выехать вперёд него. Агрессии никакой нет. На треке идёт острая борьба с противниками, но если доходит до агрессии, то этот «агрессор» может быстро оказаться в госпитале.
- После старта любишь ехать вперёд и отражать атаки соперников?
- Люблю лидировать со старта до финиша. Тогда-то я и диктую всю гонку. Обгоны редко удаются. Но с другой стороны, тот кто едёт первый постоянно атакуется соперниками. Но это мне не мешает.
- А после гонок, встречаешься со своими соперниками, пьёте пиво?
- Да такие встречи не редкость. Нет между нами зависти. Только во время финальных гонок немного озабоченны, знаем, что кто-то выиграет, а кто-то проиграет, но всё происходит в дружеской атмосфере.
- Есть близкие друзья или коллеги среди гонщиков?
- Все, кто стартует в спидвее – мои коллеги.
- Между лидерами одной дисциплины спорта существует конкуренция, хочешь показать коллегам, что ты лучший. В твоём случае также?
- Для меня уровень подготовки противника, или коллеги не имеет значения и о конкуренции с кем-то не может идти речи.
- Хочешь сказать, что конкуренции между сильными гонщиками не существует?
- Нет.
- В Англии тебя называли «WILDMАN» - Дикий человек. Почему?
- Не знаю, что говорили о мне в Англии. Знаю только, что боятся и это что-то значит.
- Боятся как гонщика или как человека?
- Как гонщика. А что об мне говорят, меня не интересует.
- Спрошу напрямую. Были конфликты с соперниками. Достаточно вспомнить твои разборки с Марвином Коксом или с Грегом Бойсом. Как это случилось?
- Не помню. Это было так давно, что уже нет охоты возвращаться к этой теме.
- Во время Чемпионата Польши Проташевич сказал, что ты «переехал» ему дорогу. Судьи тебя дисквалифицировали. Это было не так давно, в 1999.
- Не желаю говорить на эту тему. Извините.
- Перейдём к другой теме. Твой отец был не только автором твоих успеховно и Яцека (брата). Почему в спидвейной среде его называют «Папа Голлоб»?
- Его боятся
- Почему? Такой грозный?
- Этот человек, который всегда говорит правду на любую тему. А многие не любят правду.
- Слово «папа» говорит о традициях. Твой дом – консервативный и мнение «папы» не обсуждается?
- Это нормальный дом. Ничего особенного. А насчёт «папы», то если кто-то имеет трёх сынов и дочку, то заслуживает имя «папы».
- Многие годы отец готовил тебе мотоциклы. А теперь? Даёшь зарабатывать механикам?
- Многое делаю сам.
- «Папа Голлоб» не работает уже в клубе Быдгоща. Как ты без него?
- Отец меня всему научил и сейчас могу делать всё самостоятельно. Но никогда не забуду, что всеми своими успехами обязан ему.
- Отец вас с Яцеком заразил спидвеем, или он для вас выбирал будущее и выполняете его наказ?
- Отец об этом не думал. Это случайно, что вдвоём ездим в спидвее. Когда были школьниками всегда ездили на мопедах, скутерах, - это всё и осталось как-то. Не было так, что отец видел в нас гонщиков.
- Когда начал «играть» в спидвей?
- Когда был маленьким мальчиком с ребятами во дворе организовали лигу спидвея на велосипедах, назывались именами знаменитых гонщиках: Янцаржом, Плехом. То были классные времена. Я ездил как Янковский. А сейчас соперничаю со своим идолом на треке. Это ещё больше радует.
- Приносит удовлетворение?
- Конечно. Поговорить со своим идолом детства, это удовлетворение, а выиграть у него это ещё вдвойне радостно.
- Когда-то Яцек был лучше тебя. Теперь наоборот. Ездите с самого начала ваших карьер. Не переносятся ли домой конфликты, начатые на дорожке.
- Нет. Когда-то сказал дома, что пока буду ездить в спидвее, буду лучшим. И слово сдержал, вне зависимости от того, является ли соперником мой брат или ещё кто-то. Хотя с другой стороны брат всегда будет братом и конечно к заездам с ним подхожу иначе.
- Как?
- Представьте себе, что на старте, рядом с Вами стоит ваш брат. Сразу же мысли: «заблокировать», «вынести» не подходят. Еду аккуратно, чтобы ничего не сделать плохого.
- К счастью не встречаюсь с ним на старте ежедневно. Есть и другие соперники. И то не какие-нибудь соперники. В польской лиге зарабатывают на жизнь лучшее гонщики мира. Но всё же спорт в целом в Польше находится в глубоком кризисе. Денег же хватает. А в спидвее наоборот. Как ты объяснишь это?
- Я являюсь только спортсменом, а не владельцем клуба. Но мне кажется, что моё участие и других польских спортсменов в Гран При привлекает на стадионы толпы людей.
- В польскую лигу инвестировали деньги. Факт есть, что здесь ездят все спидвейные «тузы» мира. Признайся, сколько зарабатываешь?
- Не могу ответить.
- А хороший гонщик?
- Не имею понятия
- А какой денежный выигрыш за заезд?
- Это зависит, о каком заезде говоришь
- О Гран При.
- Не знаешь? Не смеши меня
- Ты спокойный человек. Когда спрашивают тебя о деньгах становишься «каменным». Ноль эмоций. Откуда такое спокойствие?
- А должно быть по-другому? Спидвей – спорт очень «нервный», не секрет, что гонщики не самые спокойные люди. Лично в моей работе не может быть этого, потому что «нервный» мотоциклист не может расчитывать на победу.
- Журналисты пишут, что в последнее время ты стал «зрелым» спортсменом. Правда ли это?
- Обо мне так говорят? Это хорошо. Хотя не многое это меняет. Может так пишут, что Яцек и отец отошли от Полонии (Быдгощ). А с другой стороны приятно когда тебя хвалят. Если ругают тоже приятно.
- Как так?
- Неважно как о тебе пишут, важно, что вообще пишут.
- Когда-то ты говорил, что не любишь журналистов
- И не люблю.
- Почему?
- Потому что пишут ерунду. Перекручивают мои слова. Бывало так, что не присутствовав на гонке, пишет как будто зная все. Сейчас меньше, но раньше частенько писали полнейший бред.
- А почему тогда согласился дать интервью Плейбою?
- Работа есть работа. Если ты доволен, что приехал и делаешь интервью меня это радует. А если не хочешь разговаривать, то можем завершить. Я даю интервью только тем газетам, которым хочу. Скоро в Польше будет так, как в Европе: медиа будет платить за интервью. М.Шумахер когда-то был приглашен на радио на интервью. Он спросил: "А сколько заплатите?". Они конечно удивились: "Как заплатите?! Вообще не заплатим". А он в ответ: "Вы не заплатите, другие заплатят". В Польше все идет к этому. А сейчас каждый пишет, что хочет. Так не должно быть.
- Оставим журналистов, вернемся к тебе. Спидвей переживает кризис. В Польше – сильная лига, но во многих странах уже забывают о некогда популярном виде спорта. Что будет через 5 лет?
- Великих изменений не будет. Спидвей сейчас на хорошем спортивном и финансовом уровне. Если не будет хороших спортсменов и спонсоров, то болельщики перестанут ходить на стадионы и Гран При потеряет смысл. Но это уже не моя проблема.
- А сейчас решил поездить в Англии? Что для тебя даст подписанный контракт с Ипсвич?
- А что должен дать?
- Например, езда в известном клубе с именитыми спортсменами, в сильнейшей мировой лиге – это просто шанс прославиться или дополнительно увеличить финансовое положение?
- И одно , и другое. Очень горд и рад, что удалось подписать этот контракт. Сейчас есть возможность выезжать больше чем когда-либо. Есть больше новшеств в езде. Это все пойдет мне на пользу в этом сезоне.
- Как можно ездить в двух лигах одновременно? В разных странах?
- Такая ситуация только в спидвее. Есть согласованные календари гонок, и нам никто не может запретить ездить в разных гонках. Но не все спортсмены могут это делать. В неделю я стартую по 4-5 раз в разных гонках. И так по 2-3 месяца в году. Представляете себе? Это муки. Когда все спят, я переезжаю из города в город. Вся моя жизнь стоит на голове. Не скрываю, иногда хочется все бросить. Некоторые имеют по 50 гонок в году, а я –120. Если хочешь стать чемпионом мира, то должен много ездить. Очень много.
- Не плачься. Всем известно, что переезжаешь со стадиона на стадион, но ночуешь в дорогих отелях, путешествуешь по дорогим авиабилетам. Кто все оплачивает?
- Все, что делается вокруг меня только благодаря спонсорам. Если бы не было спонсоров, то езда в Англию была бы невозможной. Не было бы машин, отелей. Без отдачи за плату этой роскоши (машин, отелей и прочего) быстро бы закончил свою карьеру.
- Где хотел бы отпраздновать Новый 2000 год?
- Проведу вечер нормально, как обычно. Для меня это очередной Новый год.
- Год назад был на Кубе. Разве это нормальная встреча Нового Года?
- Так вышло.
- Всегда празднуешь Новый Год за границей?
- Часто. С марта до ноября нет возможности отдохнуть. Рождество, январь, февраль стараюсь провести в теплых краях. Отдыхаю, лечусь, планирую следующий сезон.
- … и катаешься на водном мотоцикле, с которого иногда падаешь.
- И катаюсь на водном мотоцикле.
- Кроме спидвея и водного мотоцикла еще чем увлекаешься?
- Люблю все, что связано со спортом. Играю в хоккей, теннис, гольф.
- Теннис, гольф?! Это для того, чтобы приспособиться в Англии?
- Нет. У меня нет там проблем. Иногда подводит погода: дожди и вечная влажность в воздухе.
- А как с английским?
- Нормально. Может не так как коренной житель, но если хочу что-либо заказать или спросить нет никаких проблем.
- Учил английский в школе или в Англии?
- Вообще не учил.
- "Нашел" на улице?
- Да. Оба моих брата хорошо разговаривают по-английски. У меня не так хорошо как у них, но мне хватает.
- С наукой не дружишь. Посвятил всю жизнь спорту. Не был студентом, не учился. Не жалеешь об этом?
- Нет.
- Не хотел бы иметь профессию?
- Уже наверное стар для учебы. Не планирую до 40 лет этим заниматься. Писателем или дипломат все равно не буду. На всю жизнь останусь спортсменом и пенсия мне не нужна.
- А есть ли какие-то планы на будущее? Что хотел бы делать после окончания карьеры?
- Хотел бы много отдыхать.
- Как тренер?
- Не знаю еще. Может буду в гольф играть.
- Но сейчас ездишь и выигрываешь. Не всегда правда. Несколько раз было так, что подводил мотоцикл. В важных гонках выигрываешь полкруга, когда мотоцикл предательски глохнет и соперники обходят тебя.
- Что ж делать, это нормально в спидвее. Мой успех не зависит только от меня. Если что-то обрывается в мотоцикле или стучит в двигателе, то я на это никак не влияю. Жизнь жестока.
- Но невзирая на это ты стал известным. В последнее время о тебе много пишут. Ты - популярнейший спортсмен в Польше.
- Я всегда хотел быть известным. Рад этому. Но я понимаю, что через несколько лет мое место займет кто-то другой.
- Люди узнают тебя на улице. Не беспокоит это тебя?
- Абсолютно нет. Я гоняю для своих болельщиков. Если бы не было болельщиков, то все выглядело менее красиво. Меня не возмущает, если на меня показывают пальцами.
- Любишь раздавать автографы или избегаешь этого?
- Каждый день даю по 100 автографов. Любой меня может попросить об этом и я не отказываю. Если только не пьяный. Не люблю я этого.
- Многое изменилось в твоей жизни когда стал отцом?
- Конечно. Для меня очень важно, что есть кто-то к кому я могу вернуться. Когда-то после гонок приезжал в пустой дом. Теперь с радостью возвращаюсь домой.
- Твоей дочери меньше двух лет. Хотел бы чтобы она села на мотоцикл?
- Будет тем, кем захочет быть. Если будет похожа на меня или на жену, то обязательно станет спортсменкой.
- А чем занимается твоя жена?
- Фитнес. Судья на соревнованиях, занимается с детьми.
- И не надоело ей сидеть с дочерью?
- Воспитание дочери это очень важное дело. Если кто-то говорит, что его ребенок это только проблема – зачем тогда его надо было рожать.
- Слышала, что строишь дом. Где?
- Уже закончил. Похвалюсь: строил сам. За первые заработанные деньги сделал фундамент. Отец много помогал.
- Любишь мастерить?
- Да. Когда работаю сам, и если никто не мешает. Все делаю так как хочу и когда хочу.
- Проект дома купил или сам рисовал?
- Сам. Отец помог немного.
- Чем еще можешь похвастаться? Какими достижениями гордишься?
- Горд тем, что возвращаюсь домой с чувством, что все сделал хорошо, здоров и могу спокойно выступать в следующих гонках.
- Как чувствуется в ранге вице чемпиона мира?
- Работал на это несколько лет. Некоторые только мечтают о подиуме, а мне удается это третий год подряд. Два раза был третьим в мире, теперь вторым. Это огромное удовлетворение и награда за тяжелую работу.
- Что дальше, еще есть какие-то цели?
- Хочу стать чемпионом мира. Это цель на следующий год. А потом… Может закончу карьеру. Пусть другие гоняют. А может потом попробую еще раз…..