Simply The Best SPEEDWAY!

По разнообразию видов мотоспорт уступает, пожалуй , лишь королеве спорта – легкой атлетике. В его арсенале и кросс, и ипподром, и шоссейно – кольцевые, и многодневные гонки, триал  и спидвей. Причем у спидвея две разновидности: гаревая и ледовая.

Гонки на мотоциклах по гаревой дорожке завоевали признание как спортсменов, так и всех любителей мотоциклетного спорта. Привлекательность этого вида гонок заключается в том, что острая борьба с момента старта до самого финиша происходит на короткой дистанции круга, на глазах у всех, а искусство прохождения виражей покоряет всех любителей мотоциклетных гонок.

Где же и как возник спидвей?

Родиной его является Австралийский континент (хотя это спорное утверждение, см. ниже), а поводом к рождению, как утверждает история, стала угроза… торгового краха. Некий организатор выставки сельскохозяйственных машин в один не самый лучший для себя день начала двадцатых годов вдруг убедился, что посетителей оказалось значительно меньше, чем он предполагал. Что-то надо было предпринимать. И он придумал: объявил, что на территории выставки будут проводиться гонки на мотоциклах по замкнутому кругу. Приманка дала свои результаты – народ повалил на новое зрелище. Позднее решили, что сельхозмашины могут быть «бесплатным приложением»  уже к самим гонкам, и их стали проводить отдельно.

 Так родился новый вид мотоспорта – спидвей, на мой взгляд , один из самых динамичных видов спорта , своего рода спортивная визитная карточка века : скорость , напряженность, быстротечность, бескомпромиссность борьбы быстро выделили его число наиболее популярных и посещаемых спортивных зрелищ.

 Вот краткий технический паспорт спидвея.

 Длина круга, по которому проводятся гонки, колеблется в разных странах и на разных треках от 285 до 420 метров. В Дебрецене   (Венгрия) круг равен 610 метрам. Как правило, в заезде гонщики делают по четыре круга. И лишь финалисты розыгрыша «Злотой Прилбы» в Пардубце преодолевают шесть кругов, да и допускаются в финальный заезд не четыре, как принято , а шесть гонщиков.

 Отсутствие единого метрического стандарта не позволяет в спидвее регистрировать мировые рекорды скорости – у каждого трека свой рекорд. Правилами предусмотрено , что ширина дорожки должна быть не менее девяти метров, а на вираже – до шестнадцати с половиной. В отличие от велотреков, вираж в спидвее не наклонный , а плоский.  

Что касается места и даты рождения, то и тут однозначным ответом ограничиться нельзя. С полным правом можно сделать две записи; «Австралия, город Уэст –  Мэйтлэнд, 1922 год», и «Город Наталь на Африканском континенте, 1907 год».

 Действительно, на роль первооткрывателей мотогонок по гаревой дорожке претендуют жители двух континентов. Но  как бы то ни было, ни австралийцы, ни африканцы, устраивая много лет назад необычный спортивный аттракцион, не могли предполагать, что трековые гонки начнут победное шествие по многим странам мира.

 В чем же причина столь большой популярности гонок по гаревой дорожке? Наверное, в том, что, обладая обычными для всех так называемых моторных видов спорта качествами – скоростью, большим накалом борьбы, требующими совершенного владения машиной, спидвей стал еще и очень зрелищным соревнованием. Все события здесь развертываются на короткой, как правило 400 – метровой гаревой дорожке, отгороженной от трибун деревянным или металлическо- сетчатым барьером. Принцип определения самый справедливый – специальная таблица заездов дает возможность каждому встретиться с каждым. За первое место в заезде, где стартуют четверо гонщиков, начисляется три очка, за второе – два и за третье – одно очко. Наибольшая сумма и называет имя победителя.

 Побывайте на треке, и вы узнаете, с каким трудом добываются спортсменом каждое очко. Совсем это не просто промчаться стремительных четыре круга, выискивать свободный путь между соперниками, которые, кажется, заняли всю ширину дорожки, принимать на себя летящую со скоростью чуть ли не пули гарь из-под колес мотоциклов. Всего четыре круга! Но это значит, что восемь раз, подлетая на огромной скорости к левому повороту ( у мотоциклов для спидвея нет тормозов), нужно усилием воли делать то, чему противится инстинкт самосохранения : еще больше открывать ручку газа и выворачивать руль машины вправо. Восемь раз на этих четырех кругах мотоцикл становится поперек дорожки, и только тонкое чувство балансировки спортсмена заставляет его двигаться в нужном направлении.

 Езда с пробуксовкой и заносом заднего колеса, которой ныне пользуются и спортсмены - автомобилисты, привилась в спидвее не сразу. На заре гаревых гонок спортсмены преодолевали трассу примерно так же, как кольцевики, - низко наклонялись к рулю ногу в сторону для подстраховки. Использование заноса и пробуксовки заднего колеса, позволяющих поддерживать на поворотах высокие обороты двигателя, чтобы выйти на прямую с максимальной скоростью, стало возможным с появлением легких и одновременно мощных машин, работающих на спиртовом топливе. Первым таким мотоциклом был ЖАП – «Ж. А. Прествич».  

Советский спидвей дебютировал на чемпионате мира в трехлетнем возрасте  в 1961 году. Предшествовало этому событию , сразу же замеченному зарубежной прессой, вот что – 10-12 июня 1958 года ЦК ДОСААФ принял решение провести в Москве на Центральном стадионе имени В.И.Ленина,  первые показательные мотогонки по гаревой дорожке. Организацией мотогонок занимался Карнеев В.И. Он , пригласил участвовать в них сильнейших спортсменов из Москвы, Ленинграда, Риги, Таллина и   Минска. Были вызваны и четыре  уфимца  - Борис Самородов, Николай Чернов , Фарит Шайнуров, Виль Ваганов. В соревнованиях участвовало много титулованных мотоциклистов: заслуженных мастеров , многократных чемпионов страны. Свои звания и титулы они завоевали в гонках на шоссе, ипподроме и дистанциях мотокроссов. Уже в первых официальных гаревых гонках на приз Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР трое уфимцев вошли в сборную страны и начали готовиться к встречам с зарубежными спортсменами.

 Сейчас разыгрывается не только личное, но и командное первенство страны, от Владивостока до Даугавпилса расширилась «география» спидвея. Но , посылая в 1961году своего представителя на чемпионат мира, советский спидвей только пробовал силы. Наш «первопроходец» Игорь Плеханов с честью прошел эти испытания. Начав с тринадцатого места, на следующий год он уже был в десятке, а в 1964 и 1965 годах стал вице-чемпионом мира.

 Результаты Игоря Плеханова,  остались непревзойденными и по сей день! Дважды четвертым был Борис Самородов , четвертым и восьмым – Геннадий Куриленко, Виктор Кузнецов- шестое место, тринадцатым – безвременно погибший талантливый Валерий Климентьев. Валерий и Владимир Гордеевы, Михаил Старостин, Виктор и  Владимир Трофимовы, Григорий Хлыновский, Александр Павлов, Виктор Калмыков и другие великие наши спортсмены учавствовали в Мировых финалах.

 Удачно выступали советские спортсмены и в таких авторитетнейших соревнованиях, как традиционные пардубинские гонки на приз «Золотой шлем». Из советских спортсменов его завоевали Плеханов ( дважды) и по разу – Шайнуров и Куриленко. 

    

Igori: Хотите понять как гоняют на треке? Прочтите статью из "старой, доброй" книги:

Техника и тактика мотогонок по гаревой и ледяной дорожкам

 

 

 

Hosted by uCoz