Значки (спидвейфилия - speedwayphilie)

 

    

  Коллекционеры – хранитель культуры и истории. Позвольте мне первому ввести в наш обыденный мир  еще одно слово – спидвейфилия или спидвейфил. Ничего страшного и запретного в этом слове нет. Сегодня очень распространен термин футболфил. И я посчитал, что для нашего любимого спидвея необходимо также ввести новое понятие. Так что же это такое – спидвейфилия. Дословный перевод – любовь к спидвею (philie– перевод с греческого - любовь). Спидвейфилы – это энтузиасты и пропагандисты любимого вида спорта – спидвея, в одном лице, и в другом лице, коллекционеры всего, что относится к спидвею: книги, альбомы, журналы и вырезки из газет, календари, справочники, буклеты, программы матчей, афиши и плакаты, билеты, значки и медали, вымпелы, открытки и фотографии, автографы, марки и карманные календари, футболки и шарфы, разнообразные сувениры, статистику. Статистика включает результаты встреч своей любимой команды или ряда команд, чемпионатов и турниров разного уровня, а также подробную статистику по каждому спортсмену отдельно.

   Никогда не поздно и никогда не рано начинать их собирать. Они неприхотливы в хранении, они не портятся и не ломаются. Они хранят в себе историю и события. Вся эта ода посвящена – значкам. Фалеристика. Коллекционирование значков на спидвейную тематику было, есть и остается одним из самых популярных увлечений болельщиков спидвея.  Уж так повелось, в начале 30 годов, вместе с неотъемлемой частью каждой гонки – программкой, началось поточное изготовление значков. Их посвящали отдельным матчам, финалам и гонщикам. Как и все в мире моды в спидвее, лидером этой отрасли сразу же стала Англия. В Королевстве значки изготавливались чуть ли не к каждой гонке. Было престижно собирать значки любимого клуба и носить их, закрепив на куртках или кепках. Ярые поклонники каждый год добавляли к значку подвеску, на которой был указан текущий год. И теперь можно встретить значок с подвесками, (большинство значков 50-70 годов), где к основному значку – телу значка, прикреплены друг за другом десятки подвесок. Вот вам и целая эпоха клуба. Были и есть значки с довольно примитивным изображением гонщика, но есть много значков, выполненных на высоком профессиональном уровне, красивых и красочных.

    К сожалению, в странах  бывшего соцлагеря никогда и никто не пытался сделать каталог выпускаемых значков, посвященных тематике спидвея, в отличие от той же Англии. Никто не показывал и не рассказывал,  как сортировать и разделять значки. Как хранить, как собирать и где искать. Спотыкаясь на каждом этапе, мне приходилось искать решения, что-то самому претворять в жизнь, что-то копировать у друзей из забугорья. Друзья, я расскажу с чего началась любовь к значкам лично у меня. Может для кого-то это будет полезным.

   Первые мои значки хранились в простой железной коробочке, где они лежали навалом. О царапинах не думал. Не интересовали меня ни изготовитель, ни тираж, ни тем более способы крепления. Зачастую они просто отсутствовали. Затем значки перекочевали на другую область моего коллекционирования – вымпела, посвященные спидвею. Вымпела нещадно дырявились и портились от значков. Понятно было, что это тоже не выход. Пришлось обратиться за помощью к футболфилам, у которых гораздо больший опыт в области коллекционирования значков футбольной тематике. Коллеги в Испании, Италии хранят свои коллекции в специально изготовленных комодах. На вид простой комод – атрибут любой мебели. Но в глаза бросается большое количество ящиков (высота каждого около 5 см). Выдвигаешь шуфлядочку, а там… на темном бархате, в строгих рядах приколоты значки. И так ящичек за ящичком. Глаза разбегаются в разные стороны, нет не от такого обилия значков, а от того, с какой любовью и умением все это храниться и собирается.

   Для моей немногочисленной коллекции специальный комод не подходил, негде было его поставить, да и количество моих значков исчислялось не тысячами, как у иностранных коллег. Пришлось пойти по пути наименьшего сопротивления, довольно недорого и просто я разрешил данную проблему. Были заказаны и изготовлены по моим желаниям альбомы. Ничего сложного в них нет, главное чтобы страницы были твердыми (удобно в перелистывании) и каждая страница проложена мягким материалом (чтобы выпуклые значки не ранились о твердые страницы картона). Каждый значок закреплен на темной бархотке, который в свою очередь приклеен к картонке. Все это вложено в маленький пакетик с клипсой. Если есть необходимость в замене значка или более подробном рассмотрении его, я …легким движением руки достаю из…широких штанин (пардон это не из этой сказки), из пакетика картоночку со значком и также легко его вставляю обратно. При этом сам пакет приклеен к картонной странице альбома. Вот так значок за  значком, альбом за альбомом.

  Теперь о самих значках. Для начинающих фалеристов сообщу, что значки классифицируются. Сделано это для того, чтобы не потеряться в их разнообразии. Составленный мною каталог, включает в себя следующий рубрикатор:

  • Юбилейные даты, мемориалы, тест-матчи, клубные встречи
  • Финалы чемпионатов мира и Европы
  • Гонщики
  • Клубы и организации
  • Мотоциклы
  • Серии
  • Спидвейные символы (“башмак”, “жилет” и пр.)

Также значки классифицируются по их назначению:

Наградные, вручаемые за достижения высоких результатов, так называемые медали и отличительные значки (как правило выпускаются минимальным тиражом);                    Памятные, выпускаемые в ознаменование какого-либо события  в мире спидвея или гонщика;     Юбилейные, посвященные годовщинам знаменательных событий в спидвее;
Cувенирные, посвященные городам, трекам, клубам;                                      Членские, указывающие на принадлежность гонщика к тому или иному клубу, организации.

   Описание значка. В серьезной коллекции у каждого знака есть описание, в котором содержится год выпуска, предприятие-изготовитель, материал, из которого изготовлен значок, форма и размер, тираж, имя автора эскиза, способ крепления, описание рисунка и текста на значке. На многих значках на оборотной стороне значка имеется клеймо предприятия изготовителя.

   Технология изготовления значок.  Вот отрывок из  книги В.Н.Ильинского "Значки и их коллекционирование": “Значки могут изготавливаться из различных материалов, но наиболее распространенными являются металлические значки: из бронзы, меди, латуни, золота, серебра, алюминия, различных сплавов типа "томпак". Они могут быть покрыты краской, эмалью, позолотой. Процесс производства значка начинается с эскиза художника. Затем гравер делает "переводник" - стальную болванку, на торце которой воспроизводится рисунок. Каленым "переводником" отбивается матрица, с которой и штампуется тираж. Заготовленный тираж проходит механическую обработку, после которой тираж поступает в гальванический цех. В гальваническом цеху происходит отбелка, химическая обработка и анодирование значка(окраска под золото). Последний этап - цех окраски. Обычно на значки из алюминия накладывается холодная эмаль, значки же из тяжелых металлов покрываются горячей эмалью”.

    Конечно, научный подход в коллекционировании это хорошо. На многие значки, в основном английского производства, у меня есть описание: год выпуска, тираж, производитель. В Англии можно приобрести специальный каталог значков, где можно получить исчерпывающую информацию по отдельным позициям. К сожалению, в моей коллекции много белых пятен. Поисками описаний значков я занимаюсь постоянно. Мой электронный каталог содержит изображения и частичное описание около 4000 значков на тему спидвея. Увы, но лично моя коллекция насчитывает 885 значков. В обменном фонде находится около 100 значков. Считаю себя начинающим коллекционером, так как сравнительно недавно занялся этим делом серьезно. Знаком с коллегами из Польши, Англии у которых опыт в спидвейной фалеристике уже по 30-40 лет. Можете представить себе их коллекции. Очень рад встречам и знакомствам с друзьями- коллекционерами, где всегда можно тепло поговорить по душам. Всегда можно обнаружить и открыть для себя что-то новое или найти недостающий элемент.

   Надеюсь, многие болельщики спидвея в странах бывшего СССР откроют для себя заново – тот давно забытый, но очень увлекательный вид коллекционирования – фалеристика.

До встречи на дорожке, гаревой!  

P.S. Здесь можно посмотреть мою коллеккцию значков




 

 

Hosted by uCoz