Значки (спидвейфилия - speedwayphilie)
Коллекционеры хранитель культуры и истории. Позвольте мне первому ввести в наш обыденный мир еще одно слово спидвейфилия или спидвейфил. Ничего страшного и запретного в этом слове нет. Сегодня очень распространен термин футболфил. И я посчитал, что для нашего любимого спидвея необходимо также ввести новое понятие. Так что же это такое спидвейфилия. Дословный перевод любовь к спидвею (philie перевод с греческого - любовь). Спидвейфилы это энтузиасты и пропагандисты любимого вида спорта спидвея, в одном лице, и в другом лице, коллекционеры всего, что относится к спидвею: книги, альбомы, журналы и вырезки из газет, календари, справочники, буклеты, программы матчей, афиши и плакаты, билеты, значки и медали, вымпелы, открытки и фотографии, автографы, марки и карманные календари, футболки и шарфы, разнообразные сувениры, статистику. Статистика включает результаты встреч своей любимой команды или ряда команд, чемпионатов и турниров разного уровня, а также подробную статистику по каждому спортсмену отдельно. Никогда не поздно и никогда не рано начинать их собирать. Они неприхотливы в хранении, они не портятся и не ломаются. Они хранят в себе историю и события. Вся эта ода посвящена значкам. Фалеристика. Коллекционирование значков на спидвейную тематику было, есть и остается одним из самых популярных увлечений болельщиков спидвея. Уж так повелось, в начале 30 годов, вместе с неотъемлемой частью каждой гонки программкой, началось поточное изготовление значков. Их посвящали отдельным матчам, финалам и гонщикам. Как и все в мире моды в спидвее, лидером этой отрасли сразу же стала Англия. В Королевстве значки изготавливались чуть ли не к каждой гонке. Было престижно собирать значки любимого клуба и носить их, закрепив на куртках или кепках. Ярые поклонники каждый год добавляли к значку подвеску, на которой был указан текущий год. И теперь можно встретить значок с подвесками, (большинство значков 50-70 годов), где к основному значку телу значка, прикреплены друг за другом десятки подвесок. Вот вам и целая эпоха клуба. Были и есть значки с довольно примитивным изображением гонщика, но есть много значков, выполненных на высоком профессиональном уровне, красивых и красочных. К сожалению, в странах бывшего соцлагеря никогда и никто не пытался сделать каталог выпускаемых значков, посвященных тематике спидвея, в отличие от той же Англии. Никто не показывал и не рассказывал, как сортировать и разделять значки. Как хранить, как собирать и где искать. Спотыкаясь на каждом этапе, мне приходилось искать решения, что-то самому претворять в жизнь, что-то копировать у друзей из забугорья. Друзья, я расскажу с чего началась любовь к значкам лично у меня. Может для кого-то это будет полезным. Первые мои значки хранились в простой железной коробочке, где они лежали навалом. О царапинах не думал. Не интересовали меня ни изготовитель, ни тираж, ни тем более способы крепления. Зачастую они просто отсутствовали. Затем значки перекочевали на другую область моего коллекционирования вымпела, посвященные спидвею. Вымпела нещадно дырявились и портились от значков. Понятно было, что это тоже не выход. Пришлось обратиться за помощью к футболфилам, у которых гораздо больший опыт в области коллекционирования значков футбольной тематике. Коллеги в Испании, Италии хранят свои коллекции в специально изготовленных комодах. На вид простой комод атрибут любой мебели. Но в глаза бросается большое количество ящиков (высота каждого около 5 см). Выдвигаешь шуфлядочку, а там на темном бархате, в строгих рядах приколоты значки. И так ящичек за ящичком. Глаза разбегаются в разные стороны, нет не от такого обилия значков, а от того, с какой любовью и умением все это храниться и собирается. Для моей немногочисленной коллекции специальный комод не подходил, негде было его поставить, да и количество моих значков исчислялось не тысячами, как у иностранных коллег. Пришлось пойти по пути наименьшего сопротивления, довольно недорого и просто я разрешил данную проблему. Были заказаны и изготовлены по моим желаниям альбомы. Ничего сложного в них нет, главное чтобы страницы были твердыми (удобно в перелистывании) и каждая страница проложена мягким материалом (чтобы выпуклые значки не ранились о твердые страницы картона). Каждый значок закреплен на темной бархотке, который в свою очередь приклеен к картонке. Все это вложено в маленький пакетик с клипсой. Если есть необходимость в замене значка или более подробном рассмотрении его, я легким движением руки достаю из широких штанин (пардон это не из этой сказки), из пакетика картоночку со значком и также легко его вставляю обратно. При этом сам пакет приклеен к картонной странице альбома. Вот так значок за значком, альбом за альбомом. Теперь о самих значках. Для начинающих фалеристов сообщу, что значки классифицируются. Сделано это для того, чтобы не потеряться в их разнообразии. Составленный мною каталог, включает в себя следующий рубрикатор:
Также значки классифицируются по их назначению:
Наградные, вручаемые за
достижения высоких результатов, так называемые медали и отличительные значки
(как правило выпускаются минимальным тиражом);
Памятные, выпускаемые в ознаменование какого-либо события в мире
спидвея или гонщика;
Юбилейные, посвященные годовщинам знаменательных событий в спидвее; Описание значка. В серьезной коллекции у каждого знака есть описание, в котором содержится год выпуска, предприятие-изготовитель, материал, из которого изготовлен значок, форма и размер, тираж, имя автора эскиза, способ крепления, описание рисунка и текста на значке. На многих значках на оборотной стороне значка имеется клеймо предприятия изготовителя. Технология изготовления значок. Вот отрывок из книги В.Н.Ильинского "Значки и их коллекционирование": Значки могут изготавливаться из различных материалов, но наиболее распространенными являются металлические значки: из бронзы, меди, латуни, золота, серебра, алюминия, различных сплавов типа "томпак". Они могут быть покрыты краской, эмалью, позолотой. Процесс производства значка начинается с эскиза художника. Затем гравер делает "переводник" - стальную болванку, на торце которой воспроизводится рисунок. Каленым "переводником" отбивается матрица, с которой и штампуется тираж. Заготовленный тираж проходит механическую обработку, после которой тираж поступает в гальванический цех. В гальваническом цеху происходит отбелка, химическая обработка и анодирование значка(окраска под золото). Последний этап - цех окраски. Обычно на значки из алюминия накладывается холодная эмаль, значки же из тяжелых металлов покрываются горячей эмалью. Конечно, научный подход в коллекционировании это хорошо. На многие значки, в основном английского производства, у меня есть описание: год выпуска, тираж, производитель. В Англии можно приобрести специальный каталог значков, где можно получить исчерпывающую информацию по отдельным позициям. К сожалению, в моей коллекции много белых пятен. Поисками описаний значков я занимаюсь постоянно. Мой электронный каталог содержит изображения и частичное описание около 4000 значков на тему спидвея. Увы, но лично моя коллекция насчитывает 885 значков. В обменном фонде находится около 100 значков. Считаю себя начинающим коллекционером, так как сравнительно недавно занялся этим делом серьезно. Знаком с коллегами из Польши, Англии у которых опыт в спидвейной фалеристике уже по 30-40 лет. Можете представить себе их коллекции. Очень рад встречам и знакомствам с друзьями- коллекционерами, где всегда можно тепло поговорить по душам. Всегда можно обнаружить и открыть для себя что-то новое или найти недостающий элемент. Надеюсь, многие болельщики спидвея в странах бывшего СССР откроют для себя заново тот давно забытый, но очень увлекательный вид коллекционирования фалеристика.
До встречи на дорожке,
гаревой!
|