Èñòîðèè, ðàññêàçàííûå ãîíùèêàìè
Чемпион мира, заслуженный мастер спорта Александр Балашов:
Сейчас травматизма в спидвее становится больше. Раньше в сборной существовала специальная « команда» врачей – массажистов, которая тщательно обследовала всех гонщиков, участвующих в первенствах. В этом отношении « красные» времена были несколько лучше. Теперь у нас нет ни массажистов, ни врачей. Каждый со своими проблемами справляется самостоятельно. В прошлом году я получил, две серьезные травмы на чемпионате мира. Медаль ушла. В первый раз мне ногу шипами разорвало. Во второй – выбил сустав левой руки, порвал « сумку». Лечился в Германии. Травма нарушила все планы – я пропустил командный чемпионат мира. Меня поставили на ноги в очень короткий срок. Не дожидаясь завершения всего курса лечения, я уже через три недели после падения вернулся на ледовую дорожку. Мне наложили гипс и металлическую шину. В своем комбинезоне порезал дырку для поврежденной руки и сел за руль мотоцикла. Домой привез «серебро».
Г. Маркатанов, главный тренер сборной России по спидвею:
Все российские гонщики имеют обязательную страховку. Как у нас в стране, так и за границей. Это – несколько тысяч долларов, которые в случае неудачного падения пойдут на оплату лечения и транспортировку больного. Сейчас в сборной по летнему спидвею серьезно травмирован юниор. На последней гонке в Тольятти он получил тяжелую травму. До сих пор восстановиться не может.
Другой гонщик Олег Кургузкин, недавно заслужил право участвовать сразу в двух финалах – чемпионате Европы и мира по длинному треку. Но накануне второго чемпионата получил серьезную травму – повреждение позвоночника. Своим ребятам я всегда говорю: «два очка лучше, чем одно; одно очко, лучше чем «баранка». А «баранка» лучше, чем больничная койка». У меня самого 6 сотрясений мозга, 2 перелома позвоночника, 25 переломов общих. Однако «настоящий рекорд» травматизма, поставил гонщик Борис Самородов – у него 36 переломов. И даже после них он показывал блестящие результаты.
Владимир Сухов, легенда российского спидвея:
От падений никто не застрахован. На них учатся. Даже самые опытные гонщики. Иногда во время заезда может неожиданно спустить колесо. Удержаться на льду при такой скорости практически невозможно. Иногда и «коллеги» на виражах подрезают. За некорректное поведение на дорожке таких гонщиков могут исключить из заезда и даже снять с соревнований. Спортивной «наглостью» отличаются скандинавские гонщики. Сейчас спидвей переживает кризис. Это легко объяснить: мотоцикл стоит 5 тысяч долларов, экипировка около 2 – 3 тысяч долларов. Ну где такие деньги найдешь? Мне, например, мотоцикл друзья подарили. Сложились после одной гонки по не- сколько сотен долларов и сказали: “Ты еще молодой. Давай тебе новую машину купим”. Теперь я уже мечтаю о других вещах – более спокойной жизни. Правда, не получается. Спорта не хватает. Cпидвей, что жена – временами сильно надоедает, а большей частью недостает…
Это не самые страшные беды – рассказывает чемпион мира Владимир Фадеев – многие из нас ко всему прочему страдают чисто «гоночными» болезнями. Остеохондрозом, например. Я заработал его лет 15 назад, когда занимался мотокроссом. Болезнь коварная. Помню, меня с мотоцикла даже стаскивали, после гонок – сам встать не мог. Когда рассказываешь об этом, то многие не верят: «Притворяешься». А я сажусь на машину и побеждаю. На моем счету множество падений. И руки ломал. И позвоночник повреждал. В прошлом году едва руки не лишился. Меня один гонщик на вираже «порезал». От травмы спасли заморские пластмассовые перчатки с чешуей за 150 долларов. А то бы тяжко пришлось. Год назад одному парню на гонках в Уфе так вообще одну руку «отпилило».